Индия населена миллионами людей. Каждый из них не похож ни на одного другого – у каждого своя судьба, свои обязанности и свой долг, в совокупности называемые дхармой, термином, суть которого так трудно понять европейцу. От Кашмира до Тамилнаду, от Бенгалии до Раджастхана, живут люди, совершенно не похожи друг на друга ни в вопросе этноса, ни в вероисповедании, ни укладом жизни, ни даже манерой одеваться.
В Раджастхане, например, женщины и мужчины очень храбры и воинственны. Здесь главным божеством является Шива, хотя поклоняются и Кришне.
В Бенгали, считающийся культурным центром страны, люди очень элегантны и мягки. Здесь в большей степени распространен культ Кришны, чем где бы то ни было.
В Кашмире живут в основном мусульмане, а в Пенджабе – сикхи.
Гоа – вообще европеизированный штат, и здесь большинство – католики.
Есть и джайны, и парсы, и буддисты и множество последователей различных движений и сект, наполняющие всю Индию.
Но есть что-то в этих людях, без чего никто из них не смог бы назвать Индию – свой родиной. Что-то, стоящее над личностным, то, что способно объединить миллионы и миллионы совершенно разных людей. Этим фактором, несомненно, является способность самосознания людей как нечто целое, как народность, имеющую свою древнюю и богатую культуру. Осознание того, что только вместе бенгальцы и раджпуты, кашмирцы, маратхи и выходцы из кералы, и все остальные – только объединяя свои культуры в культуру индийскую – смогут действительно быть великим народом и великой страной.
Одной из форм связующего элемента является народный праздник. Народный праздник – очень важный социальный фактор в Индии. Он позволяет не только почувствовать себя в непринужденной, в отличие от будничных дней, атмосфере, когда человек может выплеснуть все накопившиеся эмоции, но и является мощным инструментом объединения каст, народов и верующих. Проходя на улицах городов и захватывая все слои населения, праздник стирает границы межкастового, межконфессионального и межнационального различия, что делает его одним из важных социальных явлений.
Праздник – очень важен и для этнологов. Сохраняя в себе древние ритуалы, народные танцы, игры и песни, он является важным пунктом в познании индийской культуры.
24 июня (дата для 2009 года)
Ратх Ятра
Ратх Ятра (буквально «парад колесниц»), ежегодный религиозный праздник вывоза Бога Джаганнатха (одна из форм Кришны-Вишну) из храма на гигантской колеснице. Отмечается в месяце Ашадха (июнь-июль). Главное место праздника — храм Джаганнатха в городе Пуна, расположенном недалеко от Бхубанешвара, столицы штата Орисса.
Ратх Ятра символизирует путешествие Бога Кришны из Гокуля в Матхуру.
Согласно легенде, однажды Бог Джаганнатх выразил свое желание посещать место своего рождения «Гундича Гхар» каждый год.
Согласно другой легенде, его сестра Субхадра хотела посетить Двараку, дом ее родителей, поэтому два ее брата Джаганнатх и Баларама отвезли ее туда в этот день. Согласно «Бхагавата-пуране», в этот день Кришна и Баларама отправились в Матхуру по приглашению царя Кансы, чтобы участвовать в состязании.
В день путешествия три огромные колесницы, одна из которых желтого цвета, а две — синего, останавливаются перед храмом и статуи Джаганнатха, его брата Баларамы и сестры Субхадры размещают в соответствующих им колесницах. Сотни людей запрягаются в колесницы и везут их через весь город. За колесницами божеств, следуют колесницы поменьше, специальные платформы с паломниками, акробатами и гимнастами. В празднике обычно участвуют более 200 тысяч человек.