Четверг, 16.05.2024, 09:24Главная | Регистрация | Вход

Приглашаем всех желающих в танц.группы!!!Справки по тел.9(499)2459035,8(915)3858133-Алла.

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Манана  
Форум » Индия и Восток » Танец » Индийский классический танец (о классике)
Индийский классический танец
МананаДата: Понедельник, 28.09.2009, 14:01 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 4638
Репутация: 36
Статус: Offline
sm018
 
allalatulinaДата: Суббота, 03.10.2009, 22:22 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 5068
Репутация: 21
Статус: Offline
КАТХАКАЛИ
================

 (448x567, 142Kb)
Катхакали - традиционный танец-драма штата Керала,объединяющая танец и диалог; здесь оживают индийские мифы и легенды.

Исполняется танец в сложнейших масках и костюмах. Актер одевает огромные юбки и головные уборы. Нанесение грима занимает 3-7 часов. Обычно представление происходит под открытым небом. Сцена покрывается матами, а для освещения устанавливаются кованые лампы. Танец исполняется под аккомпанемент ченды - барабана, который производит глухой звук, звонких бронзовых цимбал и маддалы, производящей мягкую мелодию. Для театрализованных постановок используются сюжеты из эмических произведений "Рамаяна" и "Махабхарата"

По традиции катхакали исполняют только мужчины. Особую торжественность и величие катхакали придают костюмы и грим. Персонажей узнают по цвету грима, маскообразно наложенного на лицо и отличающегося сложной символикой линии и рисунка.

Основу грима "пакка" составляет зеленый цвет, это грим благородных и добродетельных персонажей, божественных героев и великих царей. Грим "катти" - также зеленый, но перебиваемый красным, вокруг ноздрей нанесены линии в форме изогнутого ножа, на лбу и носу прикреплены подвески. Это грим персонажей благородного происхождения, но творящих зло. к ним относятся цари Равана и Дуръодхана. Черный грим "кари" символизирует: жителей джунглей, охотников и ведьм. Грим естественного темно-желтого цвета "минакку" предназначен для женщин, мудрецов и брахминов. Некоторые исполнители носят бороды, "тади": красно бородые персонажи выглядят угрожающе, на их лицах красная краска, а на голове корона; так изображаются злой Дуссащана и обезьяны Бали и Сугрива; седая борода обязательна для царя обезьян, Ханумана. Есть в катхакали и другие персонажи — например, птица Джатаю и змея Такшака. Актеры одеты в яркие, сборчатые юбки, на шеях — многоцветные шарфы, на головах -- ярко расписанные короны. Эти стилизованные, необъятные одеяния непомерно увеличивают размеры человеческой фигуры, придавая ей сверхъестественное величие.

Пураппад — чисто танцевальный номер. Персонаж выводят из-за задника два ассистента. Занавес медленно поднимается, и танцор является перед публикой во всем своем великолепии. В катхакали чисто танцевальные номера сочетаются с изобразительными. Огромную роль играет мимика; выражение глаз, движение бровей и лицевых мышц помогают передать тончайшие движения души. Язык жестов отличается крайней усложненностью; чтобы хорошо понять изображаемую сцену, надо заранее знать сюжет.

***

 
allalatulinaДата: Суббота, 03.10.2009, 22:25 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 5068
Репутация: 21
Статус: Offline
МАНИПУРИ
================

 (253x400, 214Kb)
Манипури - лёгкий грациозный танец, по сравнению с танцами других классических школ имеет меньше символических жестов и движений (мудра). Он близок народным образцам танцевального искусства Индии.

В основе Манипури - танцевальные стили ласья (женственный и поэтический) и тандава (мужественный и энергичный). Танцы раннего периода вошли в культовый церемониал индуистских божеств Шивы и Парвати. С 15 века в танцах доминируют сюжеты из жизни Вишну-Кришны и Раха. Для танца характерно вокальное и инструментальное сопровождение, а также элементы драматического искусства.

Танцы манипури, как правило, исполняются группами танцовщиц, но есть и сольные номера. Движения танцовщицы, веретено подобные и круговые, отличаются поразительной грацией, изысканностью и плавностью, глаза обычно опущены вниз.

Костюмы необычайно красочны, юбки расшиты зеркальцами, верхняя часть одежды унизана украшениями; на лицах полупрозрачные вуали. Это типичный костюм танца, в основе которого лежит история бога Кришны и его возлюбленной Радхи с ее подружками, пастушками-гопи. Эти танцевальные постановки отличаются лиризмом, грациозностью основных движений и легкой поступью исполнителей. Положение туловища и позиции танцовщицы напоминают живописные группы на индийских фресках.

***

 
allalatulinaДата: Суббота, 03.10.2009, 22:28 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 5068
Репутация: 21
Статус: Offline
КУЧИПУДИ
======================

 (287x400, 34Kb)
Родина классического танца кучипуди — деревня под названием Кучелапурам в Андхра-Прадеш, на юге Индии, где традиция классического танца восходит к древнейшим временам, о чем свидетельствуют скульптурные изображения танцовщиц в таких храмах, как Амаравати Неповторимое очарование кучипуди заключается в тонком слиянии драматического и классического танца с сюжетами из индийского эпоса, абстрактный и изобразительный танец сочетаются здесь с ярко выраженным драматическим элементом. Энергичные прыжки и повороты, трепетность движений,
смелая и полная чувств игра глаз — все это создает атмосферу глубокого лиризма.

В кучипуди тоже используется элемент чистого танца джатисварам и тиллана, а также иногда тарангам когда вводится специальный реквизит танцовщица, например, балансирует на краешке медного блюда, держа на голове кувшин с водой, и исполняет сложные фигуры ногами В нритья нередко включаются отрывки из танцевальной драмы, например из "Бхамакалапам" Падам и джавали такие же, как в бхарата-натьям. Движения в кучипуди пластичные, но стремительные и сочетают плавные шаги с прыжками. Кучипуди исполняется в быстром темпе Музыкальное сопровождение, как и в бхарата-натьям это южно индийская музыка школы карнатак, исполняемая на тех же инструментах.

***

 
allalatulinaДата: Суббота, 03.10.2009, 22:32 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 5068
Репутация: 21
Статус: Offline
КАТХАК
===============

img(8) (196x400, 20Kb)
Катхак - это классический танцевальный стиль Северной Индии. Термин "катхак" произошел от слова "катха", что означает "рассказ", "история".

Катхаками в древности называли касту рассказчиков, существовавшую при многих храмах Северной Индии. Они разыгрывали танцевально-драматические спектакли в дни религиозных праздников. Позже танцоров стали приглашать во дворцы индусских правителей Раджастана. При дворцах появились специальные танцевальные школы, в которых девушек обучали музыке, стихосложению, утонченному искусству танца.

В этом стиле выражено взаимное влияние индусской и мусульманской традиций. Так, костюм катхака напоминает костюмы народов Ирана, Афганистана и Средней Азии.

В отличие от других стилей, где танцевальный костюм имитирует задрапированное сари, в катхаке в костюмах исполнительниц используется длинная юбка-солнце, подчеркивающая стремительность поворотов.

В этом стиле мудры (жесты рук) исполняются очень мягко, лишь намекая на те формы, которые отчетливо видны в других стилях.

Вслед за барабаном танцор отбивает ногами замысловатые ритмы, а кульминацией танца является состязание с барабаном-таблой.

Мусульманским правителям не нравилось слушать истории, связанные с индуистскими богами, и танец стал больше развиваться в технической части, усложнились ритмы, увеличилось разнообразие пластических движений. Техника катхака стала отличатся обилием поворотов и мягкими движениями рук.

***

 
allalatulinaДата: Суббота, 03.10.2009, 22:35 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 5068
Репутация: 21
Статус: Offline
ОДИССИ
==============

 (358x480, 30Kb)
Одним из наиболее изысканных классических танцевальных стилей является ОДИССИ. Он зародился на восточном побережье Индии, в штате Орисса. О нем упоминается в древнейшем индийском трактате о драме и танце «НАТЬЯШАСТРА», датированном 3-4 веком нашей эры.

Штат Орисса известен своими храмами: Храмом, посвященным Богу Солнца в Конараке, храмом Джаганнатхи в Пури и многими другими. Исполнители стиля Одисси повторяют позы танцовщиц, изображенных на стенах этих храмов, построенных в 6-8 веках нашей эры.

Стиль Одисси близок к Бхарат-натьяму по технике, костюму и выразительным средствам. Как и Бхарат-натьям, Одисси исполнялся в храмах танцовщицами мехари и служил посвящением Богу. Так, в храме Джаганнатхи, одном из наиболее почитаемых во всей Индии, танцы Одисси исполнялись дважды в день - во время церемонии утреннего подношения Богу и во время ночного богослужения.

Но, если Бхарат-натьям - это каскад быстрых танцевальных комбинаций, то Одисси отличается большей плавностью, грациозными движениями, изящными позами, а музыка, сопровождающая эти танцы, более мелодичная.

Костюм исполнителя очень интересен – в отличие от других стилей, украшения здесь серебряные, а прическа украшена башенкой – гопурамой, напоминающей о храмовых истоках танца. Орнамент на сари характерен только для Ориссы.

В средние века Одисси окончательно сформировался как самостоятельный стиль. В начале XX века этот стиль переживал упадок, и возрождение его началось несколько десятилетий назад.

Рисунок танцев в стиле Одисси повторяет скульптурные позы, которые высечены на стенах орисских храмов. Техника смены поз основана на координации трех как бы независимых друг от друга уровней корпуса: ног, тела и головы, каждый из которых выполняет свой пластический рисунок. Иногда танцовщица замирает в позе на несколько секунд и становится похожей на статуэтку. Между чисто танцевальными фрагментами проходит целый ряд образов.

Традиционны технические танцы стиле Одисси ПАЛЛАВИ и СТХАИ. Также исполняются танцы, посвященные различным божествам, так называемый МАНГАЛАЧАРАН, посвященный Шиве и Ганеше.

Индийские танцовщицы одисси любят включать в свой репертуар танец, называемый НАВАРАСАМ, или 9 чувств. В нем изображаются 9 различных эмоциональных состояний человека: любовь, мужество, печаль, удивление, отвращение, смех, страх, гнев и покой.

***

 
allalatulinaДата: Суббота, 03.10.2009, 22:57 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 5068
Репутация: 21
Статус: Offline
МОХИНИ-АТТАМ
====================

 (202x321, 16Kb)
В Керале ( южная Индия) родился танец мохини-аттам, очень напоминающий бхарат-натьям, с которым непосвященный может его спутать. С древних времен танец исполнялся только женщинами, и ему свойственно особое очарование женской грации и мягкости. Репертуар мохини аттам невелик. Это прежде всего чисто абстрактный танец чолукатту, в котором, изгибаясь всем телом, танцовщица демонстрирует плавные движения, словно имитирующие покачивания лодки на быстрине картина, привычная для жителя Кералы. В конце чолукатту танцовщица разыгрывает сюжет из "Рамаяны", пользуясь для этого соответствующими мимическими средствами и языком жестов.

Другой чисто танцевальной композицией является тиллана, близкая к такой же форме в бхарат- натьям. В нритья темы танца, где средствами выразительности являются мимика, движения глаз и рук, навеяны произведениями известных индийских поэтов. Язык жестов разработан столь же тонко, как в великой танцевальной драме Кералы катхакали, элементы которой повлияли на танец мохини-аттам.

Дословно название стиля мохини-аттам означает «танец обольстительницы» - он действительно очаровывает. Обьязательный атрибут этого стиля – белое сари с золотой каймой, привлекательная прическа и медленные грациозные движения. А также покачивания верхней части тела, и расположение ног, приближенное к плие. При акцентировании направления движений важную роль играют глаза. О Мохини-аттам упоминают уже тексты восемнадцатого века, однако танец расцвел лишь во время правления Махараджи Свати Тирунала – 19 век. Тогда танец сформировался как сольное представление, музыкальное представление базировалось на основе музыки стиля Карнатик. В двадцатом веке великий поэт Валлатол основал Керала Каламандалам, где развивались Мохиниаттам и Катхакали.
За несколько последних десятилетий Мохиниаттам развился и усложнился. Сегодня танец ярко выделяется среди других видов искусств. Темы представления – мифология, хотя нередко встречаются и зарисовки природы.

***

 
allalatulinaДата: Суббота, 03.10.2009, 23:01 | Сообщение # 8
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 5068
Репутация: 21
Статус: Offline
БХАРАТА - НАТЬЯМ
======================

 (213x400, 17Kb)
Из классических танцевальных стилей наиболее популярен в Индии и наиболее широко известен за рубежом – стиль Бхарат-натьям. Его традиция насчитывает почти 2000 лет. Это один из самых древних стилей. Создателем этого стиля называют Бога Брахму, который приравнял искусство танца к ведам, назвав его "пятой ведой". Богом-покровителем танца считается Шива, а принес его людям мудрец Бхарата по указанию Бога Брахмы.

Бхарата натьям - сложный танец штата Тамилнад. Танец динамичный, линейный, со множеством притоптываний, поворотов и прыжков. Много уравновешенных поз с вытянутыми ногами и руками. История этого стиля насчитывает около 2000 лет. Этот стиль стал особенно популярным в храмах города Танджавур. Ранее только женщины могли участвовать в представлениях; мужчинам позволялось лишь быть учителями. В настоящее время мужчины достаточно часто участвуют в танцевальных представлениях. Первоначально танец исполнялся специальными храмовыми танцовщицами и имел исключительно сакральное значение; он был частью ежедневного ритуала и исполнялся на специальных площадках храма. В дни праздников танцовщица играла не менее важную роль, чем жрец. В танцах она рассказывала о Божестве, в честь которого построен храм, описывала его подвиги в борьбе с демонами и злыми Божествами. Считалось, что события танца как бы повторялись наяву заново и, для того чтобы Бог мог победить врага, танцовщица должна была исполнить свой танец безукоризненно. Система выстраивания адаву (ряда статичных поз, связанных между собой таким образом, чтобы создавалось движение), была впервые четко сформулирована лет сорок назад. Рукмини Деви была первым систематизатором обучения Бхарата Натьям. Она разработала свою систему "развития адаву", с тем чтобы ученик постепенно переходил от простых движений к более сложным: от статичных фигур к фигурам, выполняемым в движении, затем к поворотам и прыжкам и, наконец, к фигурам с очень сложной комбинацией положений рук и ног. Комбинация фигур в танце позволяет быстро менять направление движения тела.

Различные позы танцев в стиле Бхарат-натьям высечены на стенах храмов на юге Индии, который считается традиционным центром Бхарат-натьяма.

Танцы этого стиля строго канонизированы. С течением времени образовались различные школы, делающие упор на разные аспекты чистого танца. Одни подчеркивали изящество, другие разрабатывали сложные ритмические композиции.

***

 
deewana_1Дата: Пятница, 06.11.2009, 15:02 | Сообщение # 9
Генерал-майор
Группа: Бывшие участники
Сообщений: 302
Репутация: 4
Статус: Offline
Индийский танец
Индия — признанная академия танца. Этот вид искусства дошел до наших дней с древнейших времен и фактически остался неизменным. Первые упоминания о нем содержатся в «Ригведе». Свое теоретическое обоснование танец получил в трактатах Бхараты «Натьяшастра» (II в. н. э.) и Нандикешвары «Абхинайя Дарпана» (1000 г. н. э.). Фрески, скульптура и рельефы древних храмов воспроизводят разнообразные танцевальные позы и композиции. Так, барельефы храма Шивы в Чидамбараме (штат Тамилнад) изображают 108 канонических поз-движений классического танца Бхарат Натьям.

Индусская традиция приписывает танцу божественное происхождение. Его создателем и первым исполнителем считается бог Шива, называемый также Натараджа (Царь танца). В Древней Индии танец был обязательной частью религиозного ритуала. Его исполняли храмовые танцовщицы девадаси («рабыни Бога»).

Индийский танец подразделяют на классический, полуклассический, народный и эстрадный (кинотанец). Танец играет важную роль в традиционном театре Индии.

Известны семь стилей классического танца — Бхарат Натьям, Катхак, Катхакали, Манипури, Одисси, Мохиниаттам и Кучипуди. Первые четыре формы считаются основными, остальные иногда причисляют к полуклассическому танцу. Главными аспектами всех классических стилей являются нритта и нритья. Нритта — это чистый технический танец, лишенный смысловой нагрузки. Нритья — сюжетный танец — включает также мимику и жестикуляцию.

Цель танца — погружение зрителя в состояние экстаза, в котором растворяется реальность мира. Это — своего рода гипноз. Взгляд танцовщицы постоянно направлен на зрителя. Каждая сюжетная идея рассматривается с точки зрения различных настроений. Сквозь ауру очарования ум приходит к пониманию сути древних сказаний. Это состояние поддерживается при помощи вокального и инструментального аккомпанимента. Он называется «бхава сангитам» — эмоциональная музыка. Костюм танцовщицы — белое сари с золотой или малиновой каймой. Волосы собраны в пучок и украшены цветами жасмина.

Мохиниаттам представляет еще один аспект высокоразвитого танцевального искусства Кералы. Он представляет способ постижения смысла жизни через красоту мира.

Основание стиля Кучипуди приписывается брахману Судхендре Йоги. Он сочинил танец-драму на тему похищения цветка париджата из сада Индры и поставил ее на сцене при помощи мальчиков-брахманов из деревни Кучелапурам. Пьесу ежегодно исполняют во время праздника Джанмаштами. В наши дни деревня известна как Кучипуди, так же называется стиль танца, распространенный в штате Андхра Прадеш.

Пьесы Кучипуди включают многочисленные ритуалы, посвященные богам индуизма. Сегодня исполняются не только пьесы, но и сольные композиции. Несюжетный танец представлен технически сложными номерами. Среди смысловых танцев наиболее популярными являются шабдамы, основанные на легендах. Особые шабдамы — абхишекам повествуют о жизни какого-либо божества. Шлокам выдвигает на первый план чувства персонажей. Чтобы зритель мог лучше видеть мимику, актеры исполняют эти композиции сидя. Любовные истории называются падам. Иногда танцоры включают в репертуар акробатические номера — танцы на металлической тарелке или с кувшином на голове.

Техника Кучипуди близка к Бхарат Натьям, но есть существенные отличия. Танцор акцентирует не основные, а второстепенные удары. Для этого стиля характерно ритмическое изменение траектории движений. В некоторых позициях исполнитель сцепляет большие пальцы ног или перекрещивает ноги так, что одна опирается на всю стопу, а другая только на ребро.

Костюм и макияж — традиционные для южноиндийских стилей. Женщины украшают прическу круглым валиком, переплетенным шелковой лентой.

В настоящее время популярность Кучипуди так возросла, что он вошел в число основных неоклассических стилей. Хотя первоначально его исполняли только мужчины, сегодня на сцене появляются и женщины, благодаря которым танец обрел новый колорит.

К числу полуклассических стилей относится Чхау — танец масок. Его родина — деревушка Серай-келла (штат Бихар). Чхау исполняют во время праздника Чайтра Парва. Он посвящен Ардханаришваре — божеству возрождающейся весны, которое символизирует созидание и плодородие. Ардханаришвару почитают как проявление единого образа Шивы и Шакти. Танцы продолжаются в течение четырех ночей праздника. Танцоры имитируют движения животных, воссоздают различные бытовые и военные сцены. Популярны аллегорические композиции.

Отличительной особенностью стиля является отсутствие мимики. Выражение лица не имеет значения, так как оно закрыто маской, а настроение героя передается при помощи резких поворотов головы. Маска имеет символическое значение. Она не должна быть похожа на реальный персонаж, поэтому даже у животных — человеческие черты. Отсутствие мимики компенсируют движения рук и ног. Техника Чхау включает шаги и походки, заимствованные из системы воинских упражнений.

 
deewana_1Дата: Пятница, 06.11.2009, 15:02 | Сообщение # 10
Генерал-майор
Группа: Бывшие участники
Сообщений: 302
Репутация: 4
Статус: Offline
Чхау исполняют и в соседних с Бихаром штатах Орисса и Западная Бенгалия, однако именно серайкелльский вариант считается самым древним и колоритным.

Кроме нритты и нритьи существует третий аспект танцевальной традиции — натья. Это представление из действия и жестикуляции с танцем или без него. Этот аспект наиболее ярко выражен в индийском театре. Театрализованное народное представление породило танец; его элементы сохранились в большинстве классических стилей.

Якшагана — мистериальная драма штата Карнатака — пример натья. Ей более 400 лет, она сочетает пение, диалог и танец. Сюжеты пьес Якшагана черпает из «Махабхараты», «Рамаяны» и «Бхагавата-пураны». Танец представлен динамическими движениями героического характера. Язык жестов практически отсутствует, мимика естественна. Ритмические комбинации призваны отобразить настроение героя или изменение ситуации. Костюм и грим напоминают Катхакали.

С древних времен танец неразрывно связан с жизнью индийцев. Но если классическое искусство всегда оставалось уделом профессионалов, то народные пляски были понятны и доступны каждому. Сегодня они утратили ритуальное значение, но без них не обходится ни одно радостное событие в жизни людей, будь то приход весны, сбор урожая или свадьба.

В каждом штате Индии существуют свои народные танцы. В Ассаме исполняют рангали биху (танец счастья). Слово «биху» происходит от имени легендарного ассамского царя Бхишвы Сингха. Под аккомпанемент ударов расщепленных бамбуковых стеблей женщины в разноцветных сари образуют круги и «восьмерки». Отдельной группой держатся мужчины. Крестьяне штата Мадхья Прадеш танцуют шора. Они держат в руках веера из павлиньих перьев, которыми размахивают в середине танца. Из всех народных танцев пенджабская бхангра — самый быстрый и зажигательный. Он начинается в медленном темпе, который стремительно нарастает. Под энергичные выкрики мужчины в ярких тюрбанах наклоняются вперед и назад, высоко подпрыгивают и переворачиваются в воздухе. Одновременно бхангру могут исполнять более двухсот человек. Женщины Пенджаба танцуют гиддху. Одна из девушек играет на маленьком барабане дхолки, остальные водят вокруг нее хоровод и поют шуточные песни о любви и перипетиях семейной жизни.

Несмотря на свое разнообразие, народные танцы имеют общее начало. Основа любого из них — ритм. Ритм порождает соответствующие движения — синхронные, часто повторяющиеся. Танцоры двигаются по определенным траекториям (круги, «восьмерки», прямые линии). Традиции исполнения народных танцев передаются из поколения в поколение.

Эстрадный танец (или кинотанец) появился одновременно с так называемыми «коммерческими» фильмами. В трехчасовых лентах танцевально-музыкальные паузы помогают выстроить сценарий.

Популярности кинотанцев способствовал приход в киноиндустрию профессиональных танцовщиц (Виджаянтималы, Падмини, Хемы Малини и др.). Кинотанец представляет собой смесь классических, народных и европейских танцев. Он всегда соответствует духу времени, использует современные мелодии и ритмы, компьютерную графику и спецэффекты. В наши дни умение танцевать для актеров коммерческого кино не менее важно, чем привлекательная внешность.

В Индии искусство танца развито, как ни в одной стране мира. Функционируют многочисленные школы и институты классического танца, организуются выступления популярных артистов, танцевальные мелодии неизменно занимают верхние строчки в хитпарадах. Танцы Индии — неотъемлемая часть ее культурного наследия, связующее звено между прошлым и настоящим.

 
allalatulinaДата: Четверг, 11.03.2010, 07:01 | Сообщение # 11
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 5068
Репутация: 21
Статус: Offline
Танец и язык жестов

 (344x480, 54Kb)
Внимание Индии поглощено временем; внимание Запада – пространством. Музыка и танец – это временное искусство для Индии. Для Запада – это искусство пространственное.
Для Индии танец – это нечто возвышенное. Считается, что в своей высшей форме танец сочетается с космическим ритмом. Исполнитель пребывает в блаженстве. Великий суфийский поэт-мистик Руми сказал, что танец – это «кратчайший путь к Богу.»
Шива является покровителем музыки и танца. Он обучил музыке Нараду, небесного посланника, и танцу Бхарату, автора Натьяшастры, трактата по драматическому искусству.
У древних греков, подобно индийцам, существовала драматическая форма, объединенная с музыкой и танцем. В греческих постановках история рассказывалась хором, в индийских же повествование велось в виде песни. Видушака (ведущий, за неимением лучшего способа представления) объяснял тонкости.

Танец – это согласованное движение всего тела и ума. В трактате Абхинайя Дарпана объясняется, что танцор должен пропевать песню горлом, изображать ее смысл жестами, настроение (бхава) – глазами, и отбивать точный ритм ногами. Опять-таки, «куда следует рука – туда и взгляд; за взглядом следует ум; за умом – чувства; а за чувствами – настроение». Жест считается душой индийского танца.
Драматическое искусство (Натья) было создано Брахмой (одним из божеств индийской триады Богов) для просвещения и развлечения людей. Это называлось «имитация мирских обычаев». Четыре элементы Натьи – декламация, пение, актерская игра и раса – были заимствованы из четырех Вед. Поэтому она называется Натьяведа. Из Риг Веды была заимствована декламация, из Сама Веды – система пения, из Яджур Веды – абхинайя (мимика, сопровождаемая жестами), а из Атхарва Веды - раса (эстетическое переживание).[more]
Жесты являются одной из старейших форм передачи мысли. В человеке заложена сильная склонность к подражанию. И многие из этих систем языка жестов являются общими для человечества. Но танцевальные жесты могут означать множество понятий. Поэтому пение приобрело такое важное значение. Вачика (словесная) абхинайя дополняет ангика абхинайя (язык тела и жестов). И, не будем забывать, добавляет изящества и красоты искусству танца. Как под слова подбираются соответствующие мудры (жесты)? Считается, что слова свойственны рукам. Это выражает основополагающий принцип языка, основанного на естественных и выразительных движениях, говорит Ананда Кумарасвами, авторитетный специалист по индийскому искусству.
Можно привести несколько примеров таких «естественных» выражений: вращающиеся глаза обозначают гнев; застывший взгляд выражает любовь; поднятые брови – сомнение; расширенные ноздри – гнев; опущенные вниз уголки губ – печаль, опущенная губа – зависть, и так далее. Тело может выразить эмоции множеством способов. Танцор пытается достичь идеального исполнения позы и передать смысл вечного. Поэтому техника танца объединена с искусством скульптуры. Берил Де Зете, европеец, занимающийся индийскими танцами, так отзывается о европейской системе танца: она «очень простая» по сравнению с «выразительной культурой тела» индийского танца.

Существует три формы танца: Тандава (мужская, энергичная), Ласья (женская, мягкая) и Пиндибандха (сочетание этих двух). Тандава (космический танец) исполняется Шивой, а Ласья – его супругой Парвати. Шива добавил танец в Натью, чтобы наделить ее «блеском и красотой», сделать милой сердцам людей. Существует чистый танец без абхинайи, а также танец с элементами драмы. Чистый танец развился из 108 идеальных поз, на которых основана техника движений, называемых карана. Каждая карана состоит из движений нескольких конечностей – другими словами, большей части тела. Сходным образом, комплексная система языковых знаков (жестов рук) образовалась из алфавита основных жестов рук (хаста), подобно тому, как развилась устная и письменная речь. Руки стали основным средством передачи мыслей. Они переводят слова в знаки. Прилагательные, существительные, глаголы, имена собственные, наречия, слова- связки, предлоги, абстрактные понятия – все это можно изобразить с помощью жестов и мимики.

Каждая школа танца (а в Индии существует шесть основных школ – Бхарат-Натьям, Катхакали, Манипури, Кучипуди, Одисси и Катхак) использует основые жесты. А каждый жест может выражать множество понятий – до 85, как жест патака (флаг). Поэтому возникла потребность в пении, которое бы поясняло повествование. В западной системе балета упор делается на широкие жесты рук и минимум выражений лица. В сущности лицо балетного исполнителя выражает мало эмоций. Индийский танцор, напротив, выражает лицом тысячи эмоций, быстро сменяющих друг друга. Балет – это скорее «спектакль», без сомнения, привлекательный. Аристотель сказал о драматических постановках, что их цель – очистить душу человека от сильных страстей. Этой цели невозможно достигнуть западным балетом или танцем. Танец в Индии возник из ведических ритуальных танцев. В ритуале также были заложены элементы драматического представления. Никакая другая танцевальная форма не уделяет столько внимания языку жестов, как индийская. Каждый жест продумывается до мельчайших подробностей.
С древнейших времен «язык рук» (акшара- муштика) был предметом серьезного изучения. Некоторые жесты стали универсальными. Например, жест, обозначающий «покровительство и защиту» (абхайя-мудра). Подобным образом, сложенные вместе ладони (анджали), жест, которым индийцы приветствуют друг друга, напоминает им о божественной сущности человека. (Кстати, сложенными вместе ладонями, поднятыми над головой, приветствуют богов, сложенными перед лицом приветствуют своего гуру (учителя), а сложенными у груди – брахмана или уважаемого человека.)

Язык жестов
Существует три формы танца: Тандава (энергичная), Ласья (мягкая) и Пиндибандха (сочетание этих двух). Известны 108 танцевальных поз, описанных в Натьяшастре, называемых карана.
“Натья” состоит из четырех элементов: Ангика (жесты и движения), Вачика (речь), Ахарья (костюм) и Сатвика (чувства и эстетическое представление).
Существует три формы Ангика: Сарира (тело), Мукхайя (лицо) и Каста (движения частей тела).
В танце используются шесть анга (основных частей тела): голова, руки, бедра, грудь, бока, стопы; шесть упанга (меньших частей тела) – глаза, брови, нос, губы, щеки, подбородок. Кроме того, в танце также используются шея, плечи, живот, ляжки, голени, колени.
Разделяют две формы хаста мудр (жестов руки): Асамьюта (жесты для одной руки) мудры (их всего 28), и Самьюта (жесты для обеих рук). Таких жестов всего 24. Для чистого танца используют 30 движений хаст.
Движения тела разделяются на четыре группы: караны, ангахары, речаки и пиндибандхи.
Существует четыре формы бханга (наклоны): бханга, самабханга, атибханга и трибханга. Первый означает спокойствие, второй – Будду, третий – Натараджу, а четвертый – Парвати.
Движения ног также бывают четырех видов: Мандала (круговые, 10 позиций), Утплавана (прыжки, пять типов), Бхрамари (кружения, семь типов) и Падачари (движения ног, семь типов), а также различают десять видов походки. Различают четыре цвета лица, обозначающие типы личности. Глаза: Бхарата отмечает 36 видов взглядов.
Используют семь движений бровями, семь движений глазами, шесть – носом, шесть – щеками, шесть – губами, шесть - лицом, девять - шеей, тринадцать – головой, пять положений груди, пять движений боков, пять движений бедер, пять движений лодыжками, пять – голенью, пять – стопами, четыре – руками и т.д.

На этом я прощаюсь словом «пранам» – практически универсальным жестом.

Автор – опытный журналист и известный писатель. Данная статья является сокращенной версией статьи, вышедшей в журнале «Индия Перспективы» в январе 1997 г.

 
allalatulinaДата: Четверг, 11.03.2010, 07:03 | Сообщение # 12
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 5068
Репутация: 21
Статус: Offline
Танец и язык жестов фото

 (480x322, 38Kb)
wpe43 (344x480, 54Kb)
 (343x480, 57Kb)
 (480x338, 43Kb)
 (480x338, 57Kb)

 
allalatulinaДата: Вторник, 15.02.2011, 23:27 | Сообщение # 13
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 5068
Репутация: 21
Статус: Offline
ОБ ИНДИЙСКИХ ТАНЦАХ

Индийские танцы лечат от диабета и гипертонии! Танцы лечат от всех болезней!
Известный индийский врач и специалист по арт-терапии Сатьянараяна утверждает, что танец оказывает не только психотерапевтический эффект, но и помогает людям, больным диабетом, гипертонией и различными формами артрита.
Сатьянараяна полагает, что ритмические движения под музыку не только успокаивают нервы, но создают такую физическую нагрузку, которая помогает организму бороться с очень серьезными заболеваниями. Например, для людей, которые больны диабетом, занятия танцами просто необходимы. Как показали наблюдения за группой индийских пациентов-диабетиков, в результате регулярных занятий танцами у них существенно снизилось количество сахара в крови.
Регулярные занятия танцами полезны для больных артериальной гипертонией. Танцевальные движения помогают снизить давление и оказывают благотворное влияние на нервные процессы в организме. Многие специалисты полагают, что гипертония появляется в результате ряда осложнений в нервной системе человека как специфическая реакция организма на постоянный стресс. Хронические формы гипертонии лечатся специальными антигипертоническими препаратами, но снизить риск развития заболевания на его ранних стадиях можно при помощи танцев.
Сатьянараяна стал первым применять в Индии танце-терапию. Сейчас он является директором Центра исполнительского искусства Щристи и Института танце-терапии в Бангалоре. Для получения максимального эффекта Сатьянараяна использует в своих группах несколько стилей индийского танца - бхарата-натьям, одисси, чау, манипури и катхак. Он утверждает, что с помощью своей методики он может контролировать проявления таких болезней как артрит, диабет, депрессия, гипертония и ожирение. У женщин, которые занимались танце-терапией, легко проходят роды.
Если говорить о стилях, то людям, страдающим от гипертонии больше всего подходит стиль катхак, активизирующий нервную систему по всему телу. Катхак – это классический танец северной Индии, основа которого – ритмические композиции, построенные на чередовании ударов попеременно правой и левой ногой. Катхак дает хорошую нагрузку на позвоночник, поскольку множество наклонов и полуповоротов разрабатывают его шейный и поясничный отделы. Этот стиль также подходит для тех, кто испытывает проблемы с координацией движений или страдает артритами. Движения катхака разрабатывают кисти и запястья, плечевой и тазобедренный сустав, укрепляют вестибулярный аппарат и сердечно-сосудистую систему.
Для борьбы с ожирением Сатьянараяна рекомендует комбинировать несколько стилей индийского танца, задействующих ноги, талию, бедра и позвоночник. По его мнению, разработанный им комплекс упражнений ускоряет метаболические процессы и способствует естественному похудению. Тем, кто часто испытывает головную боль, Сатьянараяма рекомендует исполнять танец змеи, в котором основное движение делается шеей. А страдающим различными формами артрита подойдут танцы, в которых основными являются движения кистями и запястьями рук. Среди индийских танцев это, конечно, бхарата-натьям - традиционный танец, связанный главным образом с нагрузкой на верхнюю часть тела. В южноиндийском стиле бхарата-натьям существует 24 типа движений одной кистью, 13 типов движений обеих кистей рук, 10 движений руки целиком, по 5 типов движений для грудной клетки, торса, живота и бедер.
Сатьянараяма предупреждает, что любой комплекс танцевальных движений должен быть разработан совместно с врачом индивидуально для каждого человека. Особенно, если заниматься танцем не для профилактики, а для лечения уже существующих серьезных заболеваний. Методика танце-терапии была одобрена Министерством здравоохранения и Обществом акушерства и гинекологии Индии. Теперь Сатьянараяма собирается вывести ее на мировой уровень, создав сеть Институтов танце-терапии. Сегодня его команда занимается разработкой курсов терапии для больных раком и астмой.
Благотворное влияние танца на человека признается не только в Индии, но и в европейских странах и США. В современной западной традиции существует целое направление по психологической реабилитации личности с помощью искусства. В рамках этого направления - гештальт-терапии – был выработан целый ряд методов, помогающих человеку интегрировать отчужденные части своей личности. Сегодня гештальт-терапия является одной из самых популярных психологических методик, а танце-терапия является одной из составляющих наряду с терапией искусством и музыкой. Специалисты считают, что эта терапия способна лечить некоторые соматические расстройства. Однако, в отличие от индийской методики доктора Сатьянараяны, основной упор все-таки делается на психологическую и социальную реабилитацию человека.

.

 
krazzynДата: Понедельник, 07.11.2011, 13:49 | Сообщение # 14
Генерал-лейтенант
Группа: Участники коллектива
Сообщений: 506
Репутация: 17
Статус: Offline
Vidhya Subramanian- Narada Gana Sabha Dec 09, HD, Sami Ne
 
allalatulinaДата: Пятница, 26.09.2014, 13:45 | Сообщение # 15
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 5068
Репутация: 21
Статус: Offline
БХАРАТАНАТЬЯМ - ЖЕСТЫ

http://bharatanatyam-ru.blogspot.ru/p/blog-page_03.html
 
Форум » Индия и Восток » Танец » Индийский классический танец (о классике)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz